Федерация
Статистика

свежая статья

[05.01.2024][Мероприятия]
Трезвый закал-пробег (1 января 2024)

весёлые фото

ваша реклама

будет здесь

Хочу прямо сейчас!

Главная » Статьи » Походы

И звёзды сошлись... (Эльбрусиада 2017)

песня "Прощание с горами" -

В августе этого года команда экстремалов нашего города, под руководством известного не только в спортивных кругах Владимира Ярославлева, совершила экспедицию на высочайшую вершину Европы - Эльбрус. "Эльбрусиада 2017" была посвящена 100-летию Советской власти и 50-летию первого массового восхождения на Эльбрус, состоявшегося 29 июля 1967 года.
  Один из членов команды - Шагит Таипов - считает, что им повезло. Владимир Ярославлев уверен, что так звёзды сошлись...

Звёзды сошлись, когда в 1968 году создавался клуб альпинистов: на объявление в газете "Знамя труда" первым откликнулся мастер спорта, настоящий инструктор по альпинизму Рязанов Виктор Васильевич, обладатель "Снежного барса" - высшей награды в альпинизме, работавший тогда в НГДУ "Сулеевнефть".
  - Без него, без его опыта не было бы в Альметьевске настоящего клуба и настоящих альпинистов, - вспоминает альпинист со стажем, ещё раз подтвердивший это звание в августе нынешнего года на Кавказе, Шагит Таипов. – У истоков стояли Михаил Землянов, Анатолий Черняев. Я через полгода к ним примкнул...
  Тогда Рязанов сумел подготовить стремящихся в альпинисты молодых жителей Альметьевска к экспедиции на Тянь-Шань, состоявшейся летом 1972 года, при участии 11 альметьевцев. А через год М. Землянов, Ф. Федотова, А. Черняев и В. Спиридонов совершили восхождение на красивую безымянную вершину высотой 4448 метров, дав ей название "Пик нефтяников Татарии". Это – во-первых.
  Во-вторых, звёзды сошлись, когда Наташа – сестра 13-летнего Володи Ярославлева - уговорила Таипова взять своего брата в секцию альпинизма: "Вот увидите, он нисколько не хуже ваших 15-летних!" И оказалась права. Благодарный воспитанник теперь водит в горы своих учителей, организуя им восхождения к юбилейным датам. Так было 10 лет назад, когда они подняли на Монблан флаг "Татнефти", в честь добычи 3-миллиардной тонны нефти. На этот раз 80-летние Таипов и Землянов отметили восхождением на Эльбрус не только свои юбилеи, но и 100-летие Советской власти.

- Наш воспитанник, - добавляет Шагит Лутфуллович, - теперь на голову выше нас. Если бы не Владимир Аркадьевич, вряд ли мы решились бы. Всё-таки возраст. Он взял на себя все вопросы по подготовке. Ещё в Альметьевске мы тренировались на горах в "ЯНе", на "Снежинке". А в Приэльбрусье прошли начальную альпинистскую подготовку и поэтапную адаптацию к высокогорным условиям.
  Наша беседа с руководителем альметьевской экспедиции Владимиром Ярославлевым

началась с вопроса:
  - И когда же вы снова соберётесь на Эльбрус?
  - Через 50 лет, - мгновенно парирует Владимир Аркадьевич. – Я не шучу. Время сейчас такое, всё возможно. Надо только, чтобы звёзды сошлись...
  В третий раз звёзды сошлись (в прямом и в переносном смысле), когда формировалась группа. Вот она: Ярославлев – мастер спорта по стрельбе из пистолета, КМС по альпинизму, Землянов – КМС по альпинизму, Таипов – 3 разряд с повышением по альпинизму, Нурхаметова, Мирзиянов, Киселев – 2 разряд по альпинизму, Илья и Настя Ярославлевы. Только трое не имели альпинистского опыта, но Настя – кандидат в мастера спорта по плаванию, Гульсум – "морж" с 35-летним стажем, Альфис – заядлый турист и путешественник. Так что команда подобралась действительно звёздная. И это без перечисления многих других их званий и регалий.
  Звёзды сошлись и на Эльбрусе, погода на котором меняется непредсказуемо. Напомним только три ночи до восхождения. Первая ночь. Палатки на камнях. Ведь на высоте 4700 трудно найти ровную поверхность для палатки. Только собрались спать, разгулялся штормовой ветер, испытывая альпинистов шумом, свистом, завываниями. Вторая ночь отметилась дождём со снегом. Только была плюсовая температура. И вот уже минус, даже вся одежда, которую взял и одел на себя, а потом залез в спальный мешок, не спасает. Холодно. И вот третья ночь. Руководитель Альпиниады, депутат Госдумы от фракции КПРФ, альпинист с 42-летним стажем, чемпион РСФСР 1984 года Валерий Рашкин озабоченно смотрит в чёрное небо: сойдутся ли звёзды на этот раз? И звёзды сошлись.

- Мы вышли из лагеря в первом часу ночи, - рассказывает 30-летний Илья Ярославлев. –

Идём, как в сказке. Внизу всё в облаках. А мы выше облаков! Яркая Луна, снежные горные вершины. Вдали всполохи молний. Падают звёзды. Идём, любуемся такой красотой. Впереди отец, за ним старается не отставать Настя, а я поотстал. Дошли до Косой Полки. Отдыхаем. Вдруг выбегает отряд китайских военных (в это время на Эльбрусе проводились Армейские международные игры на лучшее высокогорное подразделение "Эльбрусское кольцо") в полном обмундировании и снаряжении. Чуть присели, отдохнули и побежали дальше. Кроме Китая, в них участвовали Россия, Казахстан, Иран, Узбекистан, Марокко.
  И вот мы на вершине. Внизу красота. С одной стороны снежные вершины Главного Кавказского Хребта, Грузия, с другой – холмы Кабардино-Балкарии...
  Спускались мы быстрее. Солнце печёт, хоть и снег вокруг, жара. Снег становится рыхлым, вода под ногами. Нас спасали альпинистские ботинки, они не промокают.

Надо честно сказать, все они – настоящие герои, герои нашего времени. На высокогорье с ними не было связи. Тогда мы вышли на руководителя Альпиниады Валерия Рашкина и по его страничке в контакте следили за передвижениями нашей команды. Хорошо, что там выкладывались и фотографии, и информация. И когда 10 августа увидели фото, где Рашкин на вершине жмёт руку Михаилу Егоровичу, я не могла сдержать слёз. "Ты, что, ревёшь, что ли?" - изумлённо спросила в трубку телефона наш председатель Асия Каримова. "От радости"... Мы тут же выложили эти фотографии на своих страницах и получили массу откликов от альметьевцев, которые восхищались Михаилом Егоровичем. А Рустем Тухватуллин так и написал: "Нам надо равняться на таких настоящих мужчин!"
  Воодушевилась и я. И на мотив песни "Глобус" полились строчки:

Знаю, знаю, где встретиться нам придётся с тобой:
    Безусловно, в Альметьевске – вы вернётесь домой!!!
    В клубе нашем на озере, где резвятся "моржи",
    Вы, конечно, появитесь, покорив рубежи!!!
    И тогда споём мы песню эту про туристов, что идут по свету,
    Кто зимой в воде не замерзает, юбилеи в гОрах отмечает!!!

Мы споём про Землянова, про Гульсум, Мирзиянова,
    Не забудем Владимира, вместе с Настей Илью,
    И, конечно, Олега, и, конечно, Таипова, -
    Всю отважную эту альпинистов семью.
    И тогда мы скажем им: Ребята! Навсегда запомним эту дату,
    И двуглавая Эльбруса вершина стала памяти такой причиной.

Весь Альметьевск сегодня вместе с нами, друзья,
    Салютует Землянову и, конечно, не зря!
    Ведь с него берут пример мужчины. И на это есть у них причины:
    Нужно в возрасте любом до века быть достойным званья Человека.
    И тогда Эльбрус вас принимает. Он – вулкан. Он тоже понимает,
    Что седые снежные вершины, как людские на висках седины.

Да, они действительно герои. Таипов, 3 месяца назад с операционного стола, конечно, мог не идти в эту экспедицию. Врачи и родственники не советовали. Но он не мог не поддержать своих товарищей. И поднялся на все 6 этапов до высоты 4700, сделав огромное количество самых разных фотографий, теперь готовит фильм о восхождении.

Гульсум Нурхаметова никогда не была альпинистом.

Да, "мать-моржиха" со стажем 35 лет. Но "в кошках" и в связке никогда не ходила. А тут за неделю тренировочных восхождений поднялась до высоты 4700. И пошла бы выше, если бы не свалилась с высокой температурой. На высоте воду набирали из тающих ледников. Вот такой хрустально-холодной водицы она, разгорячённая, и напилась...

Настя Ярославлева, воодушевившись рассказами мужа о его первом восхождении на Эльбрус (три года назад), загорелась: "И я хочу!".

Напористостью, стремлением не отстать на свёкра даже на вершине Эльбруса, восхитила своё окружение.

Альфис Мирзиянов тоже в такие горы попал впервые, хотя попутешествовал по свету немало.

Пошёл себя испытать и сделал вывод: В таких условиях физически устаёшь, а морально отдыхаешь. Взошел на вершину следом за Ярославлевыми. И своеобразный подарок себе на 60-летие сделал.

Олег Киселев (второй разряд по альпинизму) собрался на Эльбрус как группа поддержки Михаила Егоровича, зная, что он мечтает подняться на Эльбрус в честь 100-летия Советской власти.

- Когда Ярославлев пригласил меня в эту экспедицию, - говорит Олег, - я сразу согласился. Честно скажу, было тяжело. Я не высотник. Но, если наш самый активный восходитель Владимир Аркадьевич позовёт меня, я снова пойду. Ведь что такое горы? Если человек романтик, горы - то место, где ты себя проверяешь, где сможешь найти хороших друзей. Так как в горы чаще всего ходят увлечённые и сильные люди. А с ними и общаться интереснее.
  И, возвращаясь к Михаилу Егоровичу, к его восхождению на Эльбрус, скажу: чтобы такие трудности преодолеть, надо быть очень целеустремлённым человеком.

- Что движет человеком? – задаёт вопрос Владимир Ярославлев, и сам на него отвечает: - Мечта. 50 лет она находилась где-то внутри человека. О желании Михаила Егоровича через 50 лет подняться на Эльбрус, я знал с детства. И в конце прошлого года я эту идею озвучил. Михаил Егорович полностью в неё погрузился: "Что? Как? Кто пойдёт?" Начали искать по стране, есть ли люди, кто помнит это восхождение и эту дату. И нашли, что организацию массового восхождения на Эльбрус в 2017 году берёт в свои руки КПРФ. Мы с ними связались и дальше действовали совместно. Участников восхождения 1967 года в ущелье Адыр-Су на базу альпинистов Джан-Туган (2600) прибыло 9 человек. Наш Михаил Егорович был в центре внимания: интервью, съёмки – это в перерывах между подъёмами и тренировками.

Он нигде не давал себе никакой поблажки. Вместе с новичками прошёл всё, чему учат в альплагере: травянистый и каменистый склоны, ледовое занятие. Поднялись на перевал ВЦСПС (3800). На высоте 4150 (выше Приюта 11) ночевали три ночи. Эльбрус – это Мекка для туристов, высшая точка Европы. Но непростая гора...
  Глядя на нашу группу, я для себя сделал вывод, что 80 лет – это не предел физического состояния, это нестарый человек! Хотел бы и я себе на 80 лет такой подарок...

А теперь несколько слов самим восходителям.

Гульсум Нурхаметова (71 год):
  - Мне эта поездка очень понравилась, особенно – замечательная компания, которая собралась. Со всеми я была знакома, кроме молодых. И с ними быстро нашли общий язык, они мне тоже очень понравились: кровь кипит. Понравилось, как была организована адаптация, подготовительные восхождения. За неделю мы поэтапно поднялись на 2200, 2600, 2800, 3070, 3700, 4700. А ведь я до этого альпинисткой не была! Да, конечно, тяжеловато. Но я очень довольна. Увидела такую красоту! До сих пор вспоминаю, как утром, проснувшись, вышла из палатки (мы в лагерь прибыли ночью) и увидела наш лагерь в кольце горных массивов, по которым двигались какие-то точки. Я не поняла, что это люди. Не поняла, как они там передвигаются.

Всё было впереди. Я увидела эту красоту. Я научилась ходить в "кошках" по леднику, но спать на камнях так и не научилась (смеётся). Спасибо всем ребятам за поддержку. Спасибо всем, кто встретил нас с Таиповым в Альметьевске. Эту встречу я не забуду никогда!

Альфис Мирзиянов (60 лет):
  - В горах себя испытываешь. Высота укрепляет здоровье. Все долгожители находятся в горах. Если ты к этим условиям адаптировался, то внизу тебе легче будет. Но обязательно надо пройти адаптацию. Этому помогли тренировочные восхождения. На высоте кислорода не хватает, начинаешь задыхаться. Физически устаёшь, а морально отдыхаешь. Общаешься с интересными людьми, видишь природу во всей красе.

Шагит Таипов (80 лет):
  - Впервые я познакомился с Эльбрусом в 1978 году, во время горного турпохода с Анатолием Степановым из Альметьевска. Тогда мы пешком прошли от Нальчика до Сухуми через перевал Чегет. Мы были молодые. И ночью бегом прибежали до Приюта 11. Нынче я вспомнил об этом, когда прибыл в Приэльбрусье.

Нам очень повезло с руководителем - Владимиром Аркадьевичем. Спасибо ему. Благодарен, что молодые так трогательно заботились о нас. И нам очень повезло с погодой. В ночь восхождения была идеальная погода. Так что у меня отличное настроение, очень доволен и всем благодарен.

Илья Ярославлев (30 лет):
  - Первый раз на Эльбрус я поднялся три года назад. И прямо скажу, как в сказку про 12 месяцев попал: пока поднимаешься на Эльбрус, все времена года проходят перед тобой. За пять дней – весь годовой цикл. Замерзнуть в июле месяце?!! Своими эмоциями вдохновил супругу. И хотя Настя - КМС по плаванью, и ей это восхождение далось непросто. Это очень большая нагрузка на ноги и суставы. Да и кожа у неё нежная. И при восхождении на Виятау Настя сильно обгорела.
  В горах не так много места, чтобы поставить палатку. Поэтому последние ночи перед восхождением спали вчетвером в трёхместной палатке. И на Эльбрус пошли не выспавшись. Но красота, открывшаяся на вершине, отодвинула на задний план все выпавшие нам испытания. Мы побывали в сказке!

Владимир Ярославлев (53 года):
  - Я – воспитанник альплагеря Уллутау, что в Приэльбрусье. Моложе 16 лет туда не брали. И, начиная с 1980 года, семь лет подряд я приезжал в этот лагерь и жил здесь по месяцу. Потом начались Тянь-Шань, Памир, Альпы... Люблю скальные горы.

Мне, конечно, экстрима не хватило, и я пошёл добирать его после восхождения на Эльбрус на вершину Тютю-Баши (категория трудности 2Б)...

Михаил Землянов (79 лет):
  - Сегодня можно сказать, что наша группа оказалась мобильной, способной дойти до вершины. С поставленной задачей справились.

А теперь поговорим о будущем. Впереди у нас - два чемпионата по зимнему плаванию: России в Альметьевске и мира в Эстонии. Надо достойно представить наш клуб на этих соревнованиях. А в плане гор желания ещё остались. Нас ждёт Алтай. Есть у меня и нереализованная мечта – побывать в Антарктиде, встретиться с королевскими пингвинами...

Думаю, что при такой способности Михаила Егоровича воплощать мечты в реальность, и эта мечта осуществится. Нам же остаётся только пожелать, чтобы 30-летний Илья Ярославлев через 50 лет снова поднялся на Эльбрус вместе с отцом, супругой Настей, в окружении детей и внуков. Ведь сказки становятся былью, когда звёзды сходятся!

Анастасия Вакатова
фото: Шагит Таипов

Фото (на сайте) - посмотреть здесь
Фото (на Yandex) - посмотреть здесь
Фото (ВКонтакте) - посмотреть здесь

Категория: Походы | Добавил: Admin (23.08.2017)

Просмотров: 2343 | Теги: Эльбрусиада 2017, Землянов М.Е.
Поиск
Друзья сайта

• ПАО «Татнефть»

• создать свой сайт

• регистрация доменов

• погода
    Народные праздники

Copyright "Федерация спортивного зимнего плавания Республики Татарстан" © 2013-2024 Web-мастер Bolenic